Храмовый комплекс Ангкор в Камбодже

Прошло уже несколько лет с тех пор, как мы побывали в Камбодже и увидели Ангкор. И практически сразу после посещения я написала эту статью. Теперь настало время поделиться ей с нашими читателями.

Ангкор можно назвать неофициальным чудом света, главной достопримечательностью и целью номер один для туристов в Камбодже. Практически все кто побывал  там в один голос утверждают, что хотя бы раз в жизни стоит увидеть этот храмовый комплекс. И это правда…

Немного истории

Начну с небольшого введения в историю. Ангкор является одним из крупнейших когда-либо созданных культовых сооружений, самым большим человеческим построением доиндустриальной эпохи и одним из важнейших археологических памятников нашей планеты.
В свое время храмовый комплекс был столицей Кхмерской империи, а храмы его строились с 9 по 14 века н.э. (всего около 100 строений на площади более 400 квадратных километров). Ангкор Ват (Angkor Wat) — одно из главных достижений кхмерской цивилизации и наиболее знаменитое строение из всего комплекса — был построен в первой половине 12 века, а сейчас он изображен на государственном флаге Камбоджи.

Флаги Камбоджи

В течение своего существования Ангкор неоднократно подвергался разграблениям, разрушениям и актам вандализма. Так, в 15 веке, после набега сиамских войск, город был оставлен жителями и практически заброшен вплоть до 1860-х годов. За это время город-храм был практически полностью поглощен джунглями.
В 1900-х годах начались восстановительные работы, а вслед за этим стали появляться и туристы.
Во время гражданской войны (1975-1979 гг.) реставрационные работы были приостановлены, храмы вновь начали зарастать деревьями. Войска «красных кхмеров» также оставили свой след: многие строения разрушены и разграблены. Лишь в 1992 году Ангкор был взят под охрану ЮНЕСКО.
Примечательно то, что строились храмы без применения цемента или каких-либо других связующих материалов, все блоки скреплялись по принципу «замка». В качестве материала использовали камень-песчаник, а стены возводили из туфа.
Реставрация Ангкора необычайно сложный и трудоемкий процесс. Сначала необходимо освободить строения от растительности (на удаление одного большого дерева уходит около 4-х месяцев, так как корни переплетаются с камнями и врастают в них). Далее все беспорядочно разбросанные блоки разбирают и фотографируют, также частично разбирают и фотографируют остатки уцелевших стен. Полученная информация обрабатывается при помощи компьютерных программ, где положение блоков воссоздается по фрагментам резьбы и форме «замков». После этого сооружения заново собираются из оригинальных и воссозданных блоков.

Так деревья врастают в храмы
До и после реставрации

Выбор транспорта

В самом Ангкоре нет отелей — вся туристическая инфраструктура сосредоточена примерно в 5-ти км. от него — в городе Сием-Рип. В этом городке большой выбор жилья для любого бюджета, а также изобилие сувенирных магазинов.
На осмотр столицы древней Кхмерской империи как правило выделяют 2-3 дня (мы распланировали прогулку на 2 дня), за один день успеть посмотреть все самое интересное практически нереально, а три дня, возможно, слишком много для обыкновенных туристов (не историков или археологов). Также не мешает заранее определиться с транспортом. Выбор таков: передвигаться пешком, взять велосипед напрокат, арендовать мотобайк или нанять тук-тук. Мы выбрали последний вариант, на что у нас было много причин: пешая прогулку отпадает сразу ввиду огромных расстояний до и между храмами; велосипед и байк тоже не подходят (байк практически не арендовать, а на велосипеде по жаре, пыли, разбитым дорогам на огромные расстояния тоже не накатаешься, и, что самое важное, оставляя в Камбодже свое средство передвижения без присмотра, вы рискуете с ним распрощаться). А на тук-туке удобно, как ни посмотри: не очень дорого (мы заплатили 40 долларов за два дня), можно отдохнуть во время переезда между достопримечательностями, достаточно быстро (по сравнению с остальными вариантами). Нам так вообще повезло с водителем — у него уже был подготовлен проверенный и удобный для нас маршрут. А еще он брал на себя роль гида и рассказывал где и что находится.

Посещение Ангкора. День 1

В первый день осматривать Ангкор мы решили на рассвете. Наш водитель,мистер Энди, встретил нас у отеля в 5 утра, и мы поехали за билетами. Цены следующие: абонемент на посещение на один день стоит 20 долларов (его мы и взяли), на три дня — 40 долларов, на 7 дней — 60 долларов. На кассе сразу делают фото, и в течение пары минут выдают готовый билет. Билеты лучше не терять, потому что очень часто их просят предъявить на входе в храм. Еще надо отметить, что одеваться тоже необходимо соответственно: никаких коротких шорт и юбок (выше колена), плечи также должны быть закрыты. Мы не видели, чтобы у кого-то при посещении были проблемы из-за одежды, однако традиции другой страны уважать следует (кстати, большинство одеты подобающим образом).

Полезная информация:
Цены на билеты в Ангкор недавно изменились. Абонемент на один день стоит 37 долларов, на три - 62 доллара, а на неделю - 72 доллара.

Получив свой абонемент, мы отправились встречать рассвет в Анкор Ват. К этому времени туристов уже было полно. Кое-как пробившись вперед, я сделала несколько фото, и мы отправились к нашему транспорту. В Ангкор Ват мы еще вернемся, но чуть позже, а сейчас нам необходимо позавтракать.

Вход в Ват Ангкор
Обилие туристов на рассвете
Сам храм на рассвете
Волшебную атмосферу утра дополнил вот этот мужчина, игравший очень душевную мелодию

Наш водитель отвез нас в какую-то кафешку, где за 9 долларов мы получили завтрак на двоих. Шикарным его не назовешь, но есть можно.
Подкрепившись, мы отправились на осмотр Ангкор Тхома (Angkor Thom) — столицы Кхмерской империи в 12 — первой половине 15 вв. В состав комплекса входят: Байон (Bayon Temple) — основной храм, главным отличием которого является многочисленные башни, с которых взирают высеченные из камня лица; Бапуон (Baphuon) — храм, дорога к которому ведет через мост длинной почти в 200 метров, а самая высокая точка находится на высоте 43-х метров; Пиманакас или «Небесный Храм» (Phimeanakas), который раньше выполнял роль королевского дворца; Терраса Слонов (Terrace of the Elephants) использовавшаяся для королевской аудиенции и публичных церемоний, сейчас же почти полностью разрушенная; Терраса Прокаженного Короля (Terrace of the Leper King), представляющая собой платформу высотой в 7 метров, на которой находится бесполая статуя, являющаяся одной из загадок Ангкора; Теп Пранам (Tep Phranam) — крестообразная терраса, неподалеку от которой находится статуя Будды высотой 4,5 метра, где до сих пор проводятся молитвенные обряды; Пре Палилей (Preah Palilay) — пристанище Будды, окруженное невероятно высокими деревьями; Клинги и Прасат Сор Прат (Kleangs and Prasat Sour Prat).

Bayon Temple

Baphuon

Phimeanakas
Terrace of the Elephants

Terrace of the Leper King
Бесполая статуя
Статуя Будды

На осмотр у нас ушло достаточно много времени, ведь все такое необычное и заманчиво-интересное. Очень радовало практически полное отсутствие туристов, что позволило нам не спеша гулять и наслаждаться атмосферой этого места.

Вернувшись к тук-туку мы не застали водителя. Не особо расстроившись, забирались в «карету» и уютно устроившись в теньке принялись ждать нашего кхмерского друга.
Минут через 30 тук-тукер вернулся, да еще с таким счастливым видом, что мы сами были рады за него, ведь, как он нам объяснил, он впервые в жизни видел своего короля вживую. Кстати, в это время мимо проходили местные жители с разным домашним зверьем (телятами, лошадьми, свиньями и курами). Оказывается, всю эту живность сельским жителям преподнес король.

Время бежало быстро, и надо было отправляться дальше. За оставшуюся часть дня мы успели посетить храм Та Кео (Ta Keo); храм Та Пром (Ta Prohm), известный как храм Анджелины Джоли (здесь велись съемки фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц»), также он привлекателен и особо популярен у туристов тем, что до сих пор частично покрыт джунглями, после чего мы вернулись в Ангкор Ват.

Ta Keo

Ta Prohm

Вход в на территорию Ангкор Ват с обратной стороны
Внутреннее украшение стен

Посещение Ангкора. День 2

Во второй день мы отправились в Ангкор в 10 утра. Успев выспаться и позавтракать, мы с новыми силами поехали приобщаться к древней истории Камбоджи.
С погодой нам повезло — как и в первый день светило солнце и не было дождя. В этот день мы осмотрели храм Преа Хан (Preah Khan), построенный в 12 веке где до сих пор, как и Та Пром, среди руин растут деревья; Неак Пеан (Neak Pean) — небольшой буддийский храм; Та Сом (Ta Som) и еще несколько храмов. А напоследок еще раз вернулись к Ангкор Вату, после чего отправились в отель, находясь под впечатлением от увиденного.

Preah Khan

Neak Pean

Оказывается, в храмах принято складывать небольшие башенки из камней на удачу. Мы не упустили возможность и построили свою пирамидку.
На выходе из Ват Ангкора мы заметили молодых монахов. Я попросила у них разрешения сделать фото, и они, очень стесняясь, согласились

Описать всю красоту этих мест словами невозможно. Кому-то, быть может, там будет скучно, но мы не относимся к этой части людей. Попадая внутрь храмов, которые были построены много столетий назад, испытываешь какое-то необыкновенное чувство… Сложно представить, сколько видели и слышали эти камни, сколько загадок спрятано внутри них. Мы невероятно рады, что смогли побывать в Ангкоре. Его действительно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.