Между Мраморным морем и проливом Босфор на холме стоит главный дворец Топкапы, что в переводе означает «пушечные ворота». Сколько здесь выносилось приговоров подданным, решалось судеб наложниц, отправлялось янычар на завоевания новых земель! Невероятная история скрывается за его каменными стенами. Осмотр Стамбула советую начать именно с дворца Топкапы.
Он расскажет о жизни султанов, устройстве огромного государства и самом тайном месте – его Гареме. В выставочных залах находятся 65 тысяч экспонатов, от одежды до украшений и оружия. Добраться до Топкапы легко – он находится в районе Эминеню, между Айя-Софией и парком Гюльхане.
История строительства
С завоеванием Константинополя султану Мехмеду II понадобился новый дворец, где он мог бы решать правительственные дела. Таким образом, его Гарем остался в старом Изразцовом дворце. Он созвал искусных ремесленников и архитекторов и приказал построить Топкапы сарай на мысе, где раньше стояли византийские дворцы.
Окончание строительства пришлось на 1478 год, новый османский дворец оказался больше в 2,5 раза Московского Кремля и в 1,5 больше площади Ватикана. Мехмед II был невероятно доволен! Всего за историю существования Османской империи в нем жило 24 султана.
Устройство дворца Топкапы
За высокими каменными стенами есть четыре двора. Парадные Ворота Величия открывают проход в самый большой двор, где были служебные помещения. Сюда на коне мог въехать лишь султан, остальные обязаны были идти пешком. Тут располагается парк и старинная византийская церковь Святой Ирины 6 века, в ней при османах был госпиталь и военный арсенал. Рядом – монетный двор и склад для товаров.
Вторые ворота открывают вход во двор Дивана, где заседали визири, его золотистые двери впечатляют и сегодня. Внутри решались самые важные вопросы империи, а султан мог подслушивать за происходящим через окошко за решеткой. Рядом есть небольшой парк, где ранее бродили павлины и газели. Сюда допускались обычные просители и свидетели, их могло на траве разместиться до 600.
За террасой располагались кухонные помещения и кладовые. По другую сторону – Казарма алебардщиков. Посреди двора находится башня, с который султан мог смотреть сверху на дворец. Чуть левее зала Дивана находится вход в Гарем. Плата за него отдельная, можно купить билет сразу тут.
Третий двор начинается с Ворот Блаженства, он сразу переходит в Палату аудиенций. Это здание было построено по приказу султана Сулеймана I, оно украшено великолепными верандами, изразцами и фонтаном. Слева, где сейчас дворцовая библиотека, находилось медресе. Три стороны дворца были общежитием для учеников, но чаcть их сгорела в 19 веке. В Королевском павильоне размещаются сокровища пророка Мухаммеда, где всегда много паломников-мусульман.
Самые красивые здания находятся в четвертом дворе, их построили в честь завоеваний Мурада IV. Здесь есть летние залы из дерева с росписями по стенам и с изникской плиткой, позолоченные купола шатров и мраморные полы, они показывают всю суть османской архитектуры.
Гарем – святая святых
Первые 50 лет Топкапы использовался как рабочая резиденция султана, а его жены и семья жила в старом дворце. Но Хюррем Султан, известная как Роксолана, решила изменить порядок вещей и создала Гарем под носом у султана. Хитрой украинке хотелось владеть не только сердцем повелителя, но еще иметь влияние на саму империю. Она первая из наложниц, кто стал официальной женой у султана, приказала перестроить дворец, обзавелась собственной прислугой и родила будущего повелителя Селима II.
Попасть в Гарем можно у зала Дивана через Двор евнухов. Замечу, что Гарем не означает обитель одних любовниц. На этой закрытой территории жила мать султана Османской империи, его сестры, родственники, дети, будущий престолонаследник и наложницы.
Раньше ни один посторонний человек не мог переступить Гарем, поэтому он всегда был окутан сплетнями. Пышностью залы не отличаются, все те же низкие диваны по периметру, плитка из Изника на стенках и шкафы с перламутром. Располагался на двух этажах, насчитывал 300 комнат, 8 хамамов, 46 туалетов, а общая площадь – 6700 кв. метров.
Главной в Гареме была Валиде султан, мать правителя. Ей подчинялись все наложницы, жены и их дети. У Валиде было 40 собственных покоев, двор для прогулок и много прислуги. За рабынями, кроме нее, приглядывали евнухи, чаще брали темнокожих мальчиков для этих целей, кастрировали и воспитывали для работы во дворце.
Жизнь в Гареме была нелегкой, девушки с утра шли на молитву, потом в хамам, на завтрак и на учебу. Им преподавали искусство соблазнения, восточные танцы, языки, чистописание, придворный этикет, шитье, уроки музыки и религию.
Мечтой каждой наложницы было оказаться на Золотом Пути, ведущем к покоям султана. По праздникам правитель осыпал его золотыми монетами для девушек. Если наложница ночью ему понравилась, он одаривал ее подарками.
Главный ага записывал в тетрадь, кто и как провел ночь с султаном. Когда счастливица беременела, то ее называли икбал, а после рождения наследника она получала статус жены султана. Ей выделяли отдельную комнату, рабынь и ежедневно готовили по 15 разных блюд.
Бывали и такие наложницы, которые никогда не попадали к султану, по истечению 9 лет им даровалась свобода, выплачивались ежемесячно жалованье и подыскивался влиятельный муж. Гарем исчез как понятие в 1908 году, незадолго до Первой Мировой войны, на тот момент он находился в другом дворце – Долмабахче.
Выставочные комплексы с одеждой и оружием
Дворец Топкапы может удивить огромным собранием реликвий, их выставлена всего десятая часть, но это 65 000 экспонатов, рассматривать захочется долго! Эта коллекция считается одной из самых редких, входит в тройку вместе с собраниями экспонатов австрийской династии Габсбургов и русских царей Романовых. К примеру, собрание фарфоровых изделий в стамбульском дворце занимает по редкости 3 место в мире.
Гуляя по разным залам, вы увидите императорские троны, инкрустированные рубинами, бриллиантами, жемчугом, а также их личную одежду, украшения, роскошные мечи, колчаны, щиты и огнестрельное оружие. Большой интерес вызывают подсвечники весом 46 кг из чистого серебра с драгоценными камнями и золотая детская колыбель.
Больше всего ценится в этом собрании Алмаз Кашикчи в 86 карат, что в переводе с турецкого значит – бриллиант ложечника. Также в одном зале с ним находится «кинжал Топкапы», изготовленный в 18 веке из чистого золота. Он украшен огромным изумрудом на рукоятке, под которым прячутся часы английской работы. Султан решил подарить кинжал Топкапы персидскому шаху Надиру, но как только тот умер, подарок вернули обратно в Стамбул.
Интерес привлекает и огромный зал с кафтанами, шелковыми коврами, мундирами и штанами. Они из разных веков, начиная с 16 и по 20, принадлежали султанам и их шехзаде (принцам). По красному мундиру уже можно судить, как влияла западная мода на османских правителей. Как же удалось сохранить 1550 экспонатов из императорского гардероба? Оказывается, хоронило султанов казначейство, в усыпальницы помещались их личные вещи.
И самой увлекательной вам покажется выставка часов и оружия. Есть часы 17 века турецкой работы и подарки из Европы. Это напольные, настенные и карманные экземпляры. В зале с оружием выставлены сабли, принадлежавшие еще султану Мехмеду Фатиху, завоевавшему Константинополь в 15 веке, и его последователям. Выставлены огнестрельное оружие, кольчуги, шлемы, топоры, пистолеты и многое другое. Один неприятный нюанс в этих залах – запрещается фотографировать, но можете попробовать аккуратно без всыпшки.
Спустя четыре века дворец Топкапы перестал удовлетворять потребности султана и его Гарема, было решено строить новое здание в европейском стиле на берегу Босфора – Долмабахче. А в 1923 г заброшенный дворец Топкапы по решению Ататюрка был открыт для туристов и стал самым посещаемым музеем Турции.
Оставить комментарий